Главная » Статьи » Как подготовить мастер-класс

Технология проведения мастер-класса

Позиция автора мастер-класса - это, прежде всего, позиция консультанта и советчика, помогающего организовать учебную или воспитательную работу, осмыслить инновационные способы деятельности.Мастер-класс отличается от семинара тем, что во время мастер - класса ведущий специалист рассказывает и, что очень важно, показывает, как он применяет на практике новую технологию или метод и какова результативность его работы. 

 

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

     Варианты:

- Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.

- Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог

- Показ отдельных методов работы

- Показ инновационных моментов деятельности

      Формы:

- Лекция

- Практическое занятие

- Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

При подготовке и проведении мастер-класса важно придерживаться алгоритма.

 

Алгоритм проведения «Мастер-класса»

 

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера:

- обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем;

- демонстрация результативности деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности используемой технологии;

- определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера;

- описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.

 

2. Представление системы учебных занятий:

- рассказ педагога о проекте занятия;

- определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться автором мастер-класса;

- краткая характеристика результативности используемой технологии;

- вопросы педагогу по изложенному проекту.

 

3. Проведение урока (занятия) или имитационной игры:

- автор мастер-класса проводит учебное занятие со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися;

- слушатели играют одновременно две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

 

4. Моделирование:

- самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии;

- автор мастер-класса исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею;

- обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями и автором мастер-класса.

 

5. Рефлексия:

- дискуссия по результатам совместной деятельности автора мастер-класса и слушателей;

- заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

 

Модель проведения мастер - класса

Этапы работы

мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность

участников

Подготовительно-организационный:

 

Приветствие, вступительное слово мастера: комментарий темы мастер-класса (формулировка проблемы, причин ее появления); постановка цели и задач (обучающих, развивающих и воспитательных); характеристика педагогической технологии и методики (методик) ее применения.

Задают вопросы.

Основная часть.
Содержание  мастер-класса

Комментарий плана действий, включающего поэтапную реализацию темы. Методическое обоснование и демонстрация  приемов, методик, используемых в процессе мастер – класса. Демонстрация и комментарии автором мастер-класса своих “изюминок” (приемов).

Задают вопросы, вступают в диалог с автором мастер-класса, выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей.

 Рефлексия
 

 

Заключительное слово автора мастер-класса. Представление выполненных работ. Обмен мнениями.

Анализируют, подводят итоги.

 

Проводя мастер-класс, педагог никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Все задания педагога и его действия направлены на то, чтобы создать атмосферу доброжелательности, творчества. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

Автор мастер-класса работает вместе со всеми, он равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

 

Автор мастер-класса исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но афишированием выполненных работ подводит каждого к самооценке и самокоррекции.

Во взаимоотношениях с коллегами автор мастер-класса должен применять определённый стиль общения, обратив внимание на:.

- культуру речи и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);

- мимику, жест, управление эмоциями;

- пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);

- умение сосредоточиться на предмете разговора;

- педагогическую импровизацию, умение управлять незапланированными ситуациями;

- психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;

- коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

- чувство времени.

 

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

 

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса следует придерживаться следующих критериев:

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов работы, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения, способность автора мастер-класса не только к методическому, но и к научному обобщению собственного опыта.

Мотивированность. Наличие на занятии приемов и условий мотивации, включения каждого в активное творчество по созданию нового продукта деятельности.

Оптимальность. Достаточность используемых на занятии средств, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность деятельности каждого участника мастер-класса. Умение анализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (определение противоречий и пути их разрешения),  приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии.

Артистичность. Возвышенный стиль, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к популяризации своего опыта

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-класса.

 

Литература: 

1. Пахомова ЕМ. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. - 2005. - №2

2. Пахомова ЕМ., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. - М. : АПКиППРО, 2006. -168 с.

3. Селевко ПК. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

Категория: Как подготовить мастер-класс | Добавил: galina_kazakova_1963 (12.03.2017)
Просмотров: 677
Всего комментариев: 0
avatar