Главная » Статьи » Как подготовить мастер-класс |
Позиция автора мастер-класса - это, прежде всего, позиция консультанта и советчика, помогающего организовать учебную или воспитательную работу, осмыслить инновационные способы деятельности.Мастер-класс отличается от семинара тем, что во время мастер - класса ведущий специалист рассказывает и, что очень важно, показывает, как он применяет на практике новую технологию или метод и какова результативность его работы.
Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать. Варианты: - Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п. - Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог - Показ отдельных методов работы - Показ инновационных моментов деятельности Формы: - Лекция - Практическое занятие - Интегрированное (лекционно-практическое) занятие Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности. Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства. При подготовке и проведении мастер-класса важно придерживаться алгоритма.
Алгоритм проведения «Мастер-класса»
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера: - обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем; - демонстрация результативности деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности используемой технологии; - определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера; - описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.
2. Представление системы учебных занятий: - рассказ педагога о проекте занятия; - определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться автором мастер-класса; - краткая характеристика результативности используемой технологии; - вопросы педагогу по изложенному проекту.
3. Проведение урока (занятия) или имитационной игры: - автор мастер-класса проводит учебное занятие со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися; - слушатели играют одновременно две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4. Моделирование: - самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии; - автор мастер-класса исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею; - обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями и автором мастер-класса.
5. Рефлексия: - дискуссия по результатам совместной деятельности автора мастер-класса и слушателей; - заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Модель проведения мастер - класса
Проводя мастер-класс, педагог никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Все задания педагога и его действия направлены на то, чтобы создать атмосферу доброжелательности, творчества. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. Автор мастер-класса работает вместе со всеми, он равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.
Автор мастер-класса исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но афишированием выполненных работ подводит каждого к самооценке и самокоррекции. Во взаимоотношениях с коллегами автор мастер-класса должен применять определённый стиль общения, обратив внимание на:. - культуру речи и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи); - мимику, жест, управление эмоциями; - пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников); - умение сосредоточиться на предмете разговора; - педагогическую импровизацию, умение управлять незапланированными ситуациями; - психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»; - коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию; - чувство времени.
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса следует придерживаться следующих критериев: Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов работы, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения, способность автора мастер-класса не только к методическому, но и к научному обобщению собственного опыта. Мотивированность. Наличие на занятии приемов и условий мотивации, включения каждого в активное творчество по созданию нового продукта деятельности. Оптимальность. Достаточность используемых на занятии средств, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным). Эффективность. Результативность деятельности каждого участника мастер-класса. Умение анализировать результаты своей деятельности. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (определение противоречий и пути их разрешения), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии. Артистичность. Возвышенный стиль, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к популяризации своего опыта Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта. Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-класса.
Литература: 1. Пахомова ЕМ. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. - 2005. - №2 2. Пахомова ЕМ., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. - М. : АПКиППРО, 2006. -168 с. 3. Селевко ПК. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с. 4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. | |||||||||||||
Категория: Как подготовить мастер-класс | Добавил: galina_kazakova_1963 (12.03.2017) | |||||||||||||
Просмотров: 752 |
Всего комментариев: 0 | |