Главная » Статьи » Как разработать открытый урок |
С введением ФГОС изменился и подход к уроку. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер обучения и достижение главной задачи – развитие личности учащегося. Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения Проектирование современного урока, с одной стороны, является основной составляющей педагогической деятельности, с другой – не регламентировано нормативными документами. Это связано с наличием субъективных факторов: контингент обучающихся, стиль педагогического руководства, компетентность педагога, уровень сформированности учебных умений у детей, а также используемые учителем образовательные технологии. Основными при проектировании учебного процесса являются следующие позиции: - ориентация на достижение ожидаемых результатов; - организация учителем учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода; - встроенность системы оценивания (самооценки учащимися) процесса и результатов образовательного процесса (учебной деятельности); - индивидуальный подход к обучающимся.[6] А теперь рассмотрим, что же такое открытый урок. Открытый урок в отличие от обычных – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи. Применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытый урок – средство распространения позитивного или инновационного опыта. Открытый урок имеет методическую цель, в которой отражается то, что учитель хочет показать посещающим урок. В методической литературе выделяют три основные цели проведения открытых уроков: - повышение квалификации тех, кто приходит на учебу к учителям – профессионалам высокого класса; - экспертиза коллегами (руководителями школы, методистами и др.) новшества, экспериментальной методики, разработанной учителем; - саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития учителя) [1] Независимо от того, какую методическую цель преследует открытый урок, его подготовка подчинена определенным критериям, методическим требованиям. Безусловно при разработке открытого урока педагог может столкнуться с рядом трудностей. Это связано с тем, что степень значимости каждого требования для самообразования конкретного учителя различна и определяется уровнем его эрудиции, профессионализма, классификации, компетентности. В интересах объективного видения урока, его полного анализа и системной оценки все требования необходимо рассматривать в совокупности, взаимосвязи между собой. Изложенные ниже требования безусловно будут полезны как при разработке открытого урока, так и при разработке «рядового» урока, причем, по моему мнению, в изложение требований целесообразно включить и те недостатки, которые могут возникнуть при подготовке урока.
Хотелось бы коснуться также и рекомендаций по размещению посещающих на открытом уроке. Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной учащихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с учащимися: учащийся, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала. Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Отмечу, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для учителя, и для учащихся, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.[3] Безусловно хотелось бы сказать несколько слов о порядке анализа (самоанализа) открытого урока. Анализ открытого урока с участием посетивших урок не является обязательным. В анализе открытых уроков, проведенных в рамках научно-практических конференций, необязательно участие и самого учителя (т.е. он может отказаться от этого). Если планом методической работы или научно-методического семинара планируется анализ (например, если речь идет об обучении молодых учителей анализу урока) вначале слово дается педагогу – автору урока. Он напоминает планируемые результаты, дает описание работы по их достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого урока, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители оценивают урок также с точки зрения достижения планируемых результатов. В отличие от анализа уроков, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии, споры и т.д. [3] В некоторой методической литературе предлагается также разработка учителем информационного (или рекламного) проспекта предстоящего открытого урока. Это будет способствовать пониманию приглашенными цели своего прихода.[1] Конечно это внесет определенную «изюминку» в подачу урока, но это не является обязательным требованием, так как не всегда представляется возможным проведение презентации урока в силу ряда причин. Таким образом, можно сделать вывод, что, соблюдая определенные требования, можно построить не только грамотный урок, и открытый урок в том числе, но и превратить его в маленький шедевр, созданный педагогом своими руками, а, значит повысить его ценность как для школьников, так и для коллег.
Литература
| |
Категория: Как разработать открытый урок | Добавил: galina_kazakova_1963 (12.03.2017) | |
Просмотров: 1235 |
Всего комментариев: 0 | |